Среда, 20.11.2019, 18:09

МБОУ Шарчинская СОШ Тюменцевского района Алтайского края

Меню сайта
Наш опрос
Вы учитесь/учились/работаете в нашей школе?
Всего ответов: 158
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта

Заявление участника

Информационно-аналитическая карта

Виртуальная экскурсия по библиотеке

Портфолио достижений (скачать презентацию в формате .ppt)

 

 

 

На конкурс «БиблиОбраз -2014»

Номинация: «Правовое воспитание в библиотеке»

Тема творческой работы: « Знать законы –  значит, защищать свои права» (скачать в формате .doc)

 

1.Информационная справка

МБОУ Шарчинская СОШ отметила свой юбилей – 70 выпуск. Первые выпускники, получившие аттестат о полном среднем образовании вышли из её стен 20 июня 1941 года. За эти годы школа выпустила  28 медалистов (3 золотых).  Сегодня в школе обучается 196  детей и работает 22 педагога ( один  победители ПНПО ), 12 человек – обслуживающий и технический персонал.

 

Книжный фонд:

Основной фонд – 14129,  Фонд учебный – 5448, Фонд нетрадиционных носителей –144 Справочной литературы-508 , Обращаемость фонда-  0,63. Читаемость-38,4 Посещаемость-30,1 Книгообеспеченность -37,2. Обеспеченность учебниками-100% . Количество пользователей – 233. Помещение 52 м2,выделены зоны: компьютерная, зона читального зала на 25 мест, выдачи, зона краеведческой литературы,  зона для младших школьников. Отдельное хранилище для учебников. Материально-техническая база: компьютер -3 штуки, принтер, ксерокс, DVD, экран, мультимедиапроектор, видеокамера, ноутбук, есть выход в интернет.  Библиотекарь: Логовских Татьяна Ивановна, год рождения 1971, образование - высшее (АГИК),  стаж работы – 23 года

2 .Цель и задачи работы библиотеки МБОУ Шарчинской СОШ по повышению правовой культуры пользователей

Тема работы нашей школы:    «Индивидуализация и дифференциация обучения в системе личностно-ориентированного образования»

Цель: Воспитание внутренне - свободной личности в соответствии с её задатками, интересами, склонностями; Развитие творческой и социальной одаренности школьника в образовательной школе

Задачи:    1.Создать условия для самовыражения, самоопределения   каждого конкретного обучающегося;

                  2.Обеспечить интеграцию обучения и воспитания ребенка;

                  3.Обеспечить взаимодействие школы с семьей по вопросам   воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализации  комплекса мер по социальной защите детства.

  «Школьная библиотека является структурным подразделением школы, которая сочетает функции учебной и специальной библиотеки и возглавляет  работу с книгой в школе»10

  Работа школьной библиотеки планируется и ведется согласно направлениям работы школы. И поэтому цель работы школьной библиотеки – разностороннее и полное освещение и участие во всех направлениях  работы школы: образовательных, воспитательных, просветительских - способствующих  воспитанию внутренне - свободной личности в соответствии с её задатками, интересами, склонностями; развитие творческой и социальной одаренности школьника в образовательной школе; подготовка ребенка к реальной жизни в современных условиях. А это сегодня не возможно без увеличения работы по правовому просвещению, повышению правовой культуры.

 Исходя из этого, перед школьной библиотекой стоят следующая цель и задачи:

Цель: формирование грамотной в правовом плане личности, способной к дальнейшей социализации, во имя будущей способности ребенка свободно участвовать в общественной жизни.

Задачи: 1.Создать условия для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.

               2.Ознакомление учащихся и родителей с правами ребёнка, правовыми  нормами общения; обучение защите прав детей через  массовые мероприятия, родительские собрания, беседы  на основе  специальной, юридической литературы, художественных литературных произведений, произведений живописи.

               3.Развитие  интереса у учащихся, учителей, родителей в изучении законов по правам несовершеннолетних.

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого человека верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое.

3.Актуальность избранной модели в контексте школы, села, района.

   В нашем селе, в районе, да  и во всей стране, пожалуй, работа по правовому просвещению ведется не активно и не везде. Людей отвечающих за эту работу и достаточно компетентных в этих вопросах мало. По сути, мало какие организации в селе, заинтересованы в этой работе. Детская библиотека есть не в каждом селе. Да и тему правового просвещения популярной не назовешь. На мой взгляд, именно школьные библиотеки должны  активно включиться в работу по правовому просвещению. Ведь именно школьная библиотека «сочетает функции учебной и специальной библиотеки и возглавляет  работу с книгой в школе»10

 У нас в  районном центре много лет работал общественный инспектор – Богомолова Вера Геннадьевна, которая, активно вела работу по пропаганде правовых знаний. Она старалась привлечь  к работе школьных и сельских библиотекарей.  Отдельные мероприятия проводятся, а вот в системе «дети, родители, учителя»  работа строиться еще мало где.

     Наша школьная библиотека ведет работу именно в этом направлении «дети, родители, учителя»  Начинается работа с самыми маленькими детками, подготовительной группой, и ведется на протяжении всего времени обучения ребенка в школе. Единая цель образования и воспитания – формирование культуры личности ребенка. При этом культура личности понимается как система личностных свойств-ценностей (общезначимых принципов, идеалов, определяющих направленность и мотивацию человеческой деятельности, поведения, поступков), усвоенных личностью в процессе социализации.

   Введение ребенка в поле современной правовой культуры необходимо  для формирования грамотной в правовом плане личности, во имя будущей способности ребенка свободно участвовать в общественной жизни, это одна из ключевых целей воспитательного процесса. На работе с детьми библиотека не останавливается,  в процесс вовлекаются  как учителя, так и родители.

4.Применяемые формы и методы работы.

  Вся работа школьной библиотеки по пропаганде правовых знаний строится с учетом возраста детей и их психологических особенностей. Так для самых маленьких читателей 6-7 лет использую яркие, красочные презентации. Для ребят  8-10 использую презентации снабженные текстом, сопровождаемые беседой, творческим заданием или игровые формы проведения занятия. Для читателей 11-13 лет — игры, викторины,  путешествия и т.д.

   В пропаганде правовых знаний библиотека использует самые различные методы как традиционные: беседу, лекцию, практические занятия, диспуты, так и не традиционные  театрализованные представления, творческие задания,  доклады и сообщения учащихся, всевозможные конкурсы, соревнования, мультимедийные презентации.  Применяя эти методы нужно помнить, что хуже всего усваиваются знания, преподнесенные школьникам в готовом виде. Гораздо эффективнее направлять их по пути самостоятельного исследования, заставить добывать знания, делать «открытия». Например, участвуя  в «Литературной викторине», которая разработана и составлена  мной , ребятам очень нравится самостоятельно разыскивать в литературных произведениях фрагменты, где так или иначе затрагиваются вопросы прав детей или прав человека и готовить собственные сообщения и выступать перед классом со своими вопросами и презентациями. Проводя уроки обществознания учителя школы, стали использовать такую форму  для домашнего задания. Очень важно помочь учащимся применить новые знания на практике, лучших ребят поощрять интересными индивидуальными заданиями и подчеркнуть,  что именно эти знания помогли добиться успеха в работе по другим предметам.  Что бы избежать однообразия  целесообразно включать в занятия игровые моменты, небольшие соревнования (работа с карточками, работа с книгой, работа по презентации). Если ребята имеют запас знаний, то хорошо занятие построить в форме беседы, например «Правовой статус  подростков». Ребята  рассказывают о своих жизненных ситуациях, о том, как поступали в тех или иных случаях и вместе с библиотекарем или учителем разбирают их. Но конечно не остаются без внимания и такие игровые формы как викторины, игры, состязания, путешествия, КВН.  Например, «Путешествие в страну Правоведения»    (разработка заимствована в Интернете), проходит живо и интересно. Учащиеся средних классов любят пошуметь, подвигаться, и такая возможность им предоставляется во время перехода от станции к станции. А на самих станциях команда, выполняя задание, либо закрепляет имеющиеся правовые знания, либо получают новые. Любая викторина становится на много интересней, если  внести дух состязания. Очень нравятся ребятам занятия, требующие  от них проявить свои знания. На это нацелена игра с прекрасной мультимедийной презентацией «Право имею!» Разработка так же взята из Интернета.

 Особое место в работе автора занимают массовые мероприятия с элементами театрализации.  «Путешествие в страну Правоведения»

Отдельно хочется остановиться на таком вопросе , как использование мультимедийных, аудиовизуальных средств при проведении занятий. Библиотека оснащена компьютером с выходом в интернет, ноутбуком, видеомагнитофоном, DVD  проигрывателем, мультимедийным проектором, экраном. Сегодня уже невозможно представить учебный, воспитательный и просветительный процесс без такой формы как  мультимедийные презентации.  Много интересных уроков, мероприятий  проводится  в нашей школе по различным предметам с использованием мультимедийных  презентацийШироко применяю их и при проведении мероприятий по пропаганде  правовых знаний. Они позволяют любое мероприятие сделать ярче, зрелищнее, нагляднее и интереснее. Ведь не зря же народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Так например интеллектуально- познавательная игра по правовой компетенции для старшеклассников «Ваши права» (разработано мной  более 3 лет назад и постоянно совершенствуется)  сопровождено презентацией , которая позволяет просмотреть репродукции известных русских художников и на их примере ознакомиться с нарушением прав детей. Так в одном мероприятии используются примеры из художественных произведений (литературная викторина для зрителей) и живописи (слайды с 3 по 18 для полуфинала) Игра, благодаря этому, проходит с большим успехом. Внимание участников постоянно подогревается, а такой широкий диапазон охвата: специальная литература, художественные произведения, живопись - доказывает учащимся, что правовые знания необходимы в повседневной жизни и окружают нас везде. Простая беседа никогда бы не оказала на ребят такого влияния, какое оказывает такое мероприятие.

  Очень интересно проходят занятия с просмотром фрагментов видеофильмов. Например, знакомясь с декларацией прав человека, мы просматриваем мультипликационные статьи, говоря на родительском собрании о наказании смотрим видеоматериал. Наша медиатека, по возможности регулярно пополняется новыми дисками, презентациями, созданными самостоятельно или найденными в интернете, собственными  записями со школьных мероприятий.

   В работе с родителями используем как традиционные формы - информационные стенды: «Права детей», «Важно знать», памятки для родителей, информационные буклеты, родительские собрания, так и такую собственную наработку как беседы для родителей по местному телевидению. В нашей школе на базе библиотеки уже пятый год работает школьная телестудия «Большая перемена». Благодаря школьным телепередачам процессы, проходящие в нашей школе, открыты, прозрачны и доступны родителям и общественности. Беседы выходят в разделе «Правовые знания для родителей» продолжительностью до 10 минут и включаются в школьные новости . Так же правовая информация для детей и родителей размещена в специальном разделе на школьном сайте. (http://sharchinoshcola.ucoz.ru/index/shkolnaja_biblioteka/0-36)

    Для учителей проводится день информации по специальной юридической литературе, имеющейся в библиотеке, для классных руководителей  предлагаются информационные буклеты, где содержится перечень всех разработок имеющихся в библиотеке по вопросу правовых знаний. Также в коллективе проведен опрос для измерения температуры прав человека в нашей школе. Средняя температура — 35 градусов, а в целом она колебалась от 21 градуса до 46.

5. Широта охвата читательской аудитории.

   Все учащиеся нашей школы и весь педагогический коллектив являются читателями нашей библиотеки. Школьная библиотека находится «ближе» всех остальных библиотек к читателю - ученику, и это огромный плюс в нашей работе. Если читатель, по какой – либо причине не идет в библиотеку, то библиотекарь в любое время  идет  к своим читателям, напомнив о себе и о существовании библиотеки, и прикладывает максимум усилий чтобы заинтересовать своего читателя. Центральное место здесь, конечно занимают Дни информации и обзоры новинок литературы, как для учащихся, так и для учителей.  При проведении викторины или конкурса сразу рассчитываешь на то, что присутствовать на них будут около  20 -  30 человек,  если мероприятие более объемное, как например игра, путешествие  для учащихся 5-8 классов, то  количество участников около 100 человек. Если это интеллектуально-познавательная игра по правовой компетенции «Ваши права» для старшеклассников, то  количество участников около 50 человек Обычное занятие, просмотр презентации  рассчитаны на класс от 13 до 26 человек.  По - этому говорить о какой-то конкретной цифре охвате читательской аудитории нет возможности. Она не постоянна, но по возможности приближена к максимуму. Мероприятия как подобранные в интернете, так и разработанные нашей библиотекой,  позволяют охватить всех учащихся школы, начиная с подготовительной группы и до 11 класса, а так же родителей и учителей.

      "Воспитание родителей" - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья - 50%, СМИ - 30%, школа - 10%, улица -10%.Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

   Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне, поэтому необходимо правовое воспитание родителей.

  В работе с родителями используем наглядность информационные стенды: «Права детей», «Важно знать», памятки для родителей, информационные буклеты, родительские собрания. Особенно удачными получаются собрания в которых принимают участие сами дети. Родители с большим интересом слушают информацию из уст своих детей о правах детей  . Собственная  наработка это беседы для родителей по местному телевидению. Ведь как говорилось выше СМИ стоят на втором месте по эффективности воздействия  не только на детей, но и на взрослых. В нашей школе на базе библиотеки уже пятый год работает школьная телестудия «Большая перемена». Благодаря школьным телепередачам процессы, проходящие в нашей школе, открыты, прозрачны и доступны родителям и общественности. Беседы выходят в разделе «Правовые знания для родителей» продолжительностью до 10 минут и включаются в школьные новости.  Так же правовая информация для детей и родителей размещена в специальном разделе на школьном сайте.

 Для учителей проводится день информации по специальной юридической литературе, имеющейся в библиотеке;  для классных руководителей  предлагаются информационные буклеты, где содержится перечень всех разработок имеющихся в библиотеке по вопросу правовых знаний. Также в коллективе проведен опрос для измерения температуры прав человека в нашей школе. Средняя температура — 35 градусов (что считается нормальным, рабочим градусом), а в целом она колебалась от 21 градуса до 46.     

    Так что широта охвата  аудитории – максимально возможная на сегодняшний день

6.Формирование направленности читательского интереса.

   Осуществление прав ребенка на практике тормозится многими причинами, но необходимо отметить, что одно из основных препятствий - это незнание Конвенции и прав, которые в ней описаны. Кроме того, в сознании взрослых: педагогов, медиков, работников правоохранительных органов, да и самих родителей, права ребенка не воспринимаются серьезно и ответственно. К сожалению, на сегодняшний день полной реализации прав ребенка препятствует существующее мнение среди взрослого населения о том, что ребенок не может являться самоценной личностью, обладающей реальными правами. То, что наши дети обладают правами, пока еще не вполне правильно воспринимается ими. Первый шаг для преодоления такого отношения - знание этих прав.

  Практическое осуществление прав ребенка на практике, в первую очередь, зависит и от педагогов и от родителей.  Права ребенка должны изучаться начиная с детских садов вплоть до достижения ребенком 18 лет. Процесс обучения должен носить непрерывный характер и охватывать все более сложные элементы по мере взросления ребенка. Эффективность обучения детей правам ребенка всецело зависит от того, насколько сами педагоги, родители будут осведомлены о своих правах, правах детей и о механизмах обеспечения этих прав. Учитывая, что Конвенция  и Декларация- это живые документы, созданные на основе реального жизненного опыта детей во всем мире, их изучение должно проводиться путем пропускания норм Конвенции и Декларации через жизненный опыт каждого человека. Изучение Конвенции не может быть сведено только к усвоению правовых норм. Необходимо помочь учащимся переносить знание законов на конкретные жизненные ситуации. Чтобы учащиеся  видели, что знание законов необходимо в повседневной жизни, во всем, что нас окружает нужно знать о своих правах и обязанностях. В этом и смогут помочь разработанные и проводимые мероприятия.

Дети после этих занятий должны знать:

-иметь представлением о том, что дети имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка,

- научиться применять их в жизни.

-сформировать у каждого ребенка верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость;

-развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое.

-осознавать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

 уметь:

анализировать ситуации нарушения прав ребенка; защищать свои права и права учащихся.

  и помнить: «Чем больше ты знаешь о своих правах и обязанностях, тем меньше будет вероятность твоего попадания в сложную жизненную ситуацию»

    Формирование правовой компетентности направлена  на создание мотивации учения у школьников, развития гражданской активности, правовой ответственности, расширения кругозора, то есть на то, что бы каждый школьник стал грамотной в правовом плане личностью, способной к дальнейшей социализации, во имя будущей способности  свободно участвовать в общественной жизни.

7. Распространение опыта работы  библиотеки.

   Автор  работает в библиотеке МБОУ Шарчинская СОШ  более 20 лет. За это время накоплен  достаточный опыт работы, собран и апробирован большой объем методических разработок, составлено много собственных, появилось много интересных разноплановых наработок. Всем этим автор  охотно делится с коллегами. Собственные разработки «Мы — Граждане России»  (торжественный вечер посвященный вручению паспортов и 20- летию Конституции РФ) и «Ваши права» (интеллектуально — познавательная игра по правовой компетентности для старшеклассников) выставлены на школьном сайте в разделе «методическая копилка». Разработка «Ваши права» (интеллектуально — познавательная игра по правовой компетентности для старшеклассников) и методические рекомендации к ней была представлена на окружном этапе краевого конкурса« Методический марафон 2011» в номинации «1001идея нестандартных занятий с детьми и подростками» и заняла 1 место.  Мероприятие очень понравилось методистам МОУ ДОД «ЦДТ» г. Камень-на-Оби и я охотно поделилась своими наработками с ними. В краевом конкурсе среди муниципальных детских библиотек и библиотек общеобразовательных учреждений по повышению правовой культуры пользователей в 2010-2011 годах библиотека нашей школы заняла 3 место.  О работе библиотеки  пишет районная газета «Вперед». Регулярно информирует о работе библиотеки  и школьный сайт (http://sharchinoshcola.ucoz.ru/index/shkolnaja_biblioteka/0-36)

   Работа школьной библиотеки не однократно обобщалась на районных методических объединений, здесь же, по мере необходимости, автор опыта выступала с сообщениями по интересующим вопросам, таким как подготовка к аттестации, библиотечная статистика, сообщение с курсов и т.д. Выступила на методическом объединении ТЦМБ, где обобщила опыт работы школьной библиотеки по правовому воспитанию «Знать свои права. Знать и защищать их» Поделилась наработками и со  школьными библиотекарями на районном МО. Опыт работы обобщался на 5 региональном этапе межрегиональной Ярмарки социально-педагогических инноваций

 Ведется большая работа по гражданско-патриотическому воспитанию. Мероприятия по данной тематике   («Мы — Граждане России», «Ты, то же в России родился»", Воинская  слава  России", посвящено М.Т. Калашникову) представлены на районный конкурс - 2 место, на окружном этапе краевого конкурса « Методический марафон 2013» в номинации «Методические разработки» и заняла 3 место В краевом конкурсе «Растим патриотов России» - 1 место. Библиотека с учащимися активно участвует в районных и краевых конкурсах. Результаты работы библиотеки представлены в презентации «Портфолио»

 

8. Место школьной библиотеки в образовательном и воспитательном процессе.

Правильно спланированное, грамотно и высоко квалифицированно проводимая работа  позволяет  библиотеке занять должное место в образовательном и воспитательном процессах школы.   Для того чтобы составить общее представление о том, какое место занимает библиотека  в Шарчинской школе  было проведено анкетирование группы учащихся 8 – 11 классов.  На вопросы анкеты ответило 60 человек.  Ответы ребят позволяют со стороны взглянуть на работу библиотеки и библиотекаря. В правдивости и объективности высказываний старшеклассников сомневаться не приходится, т.к. анкетирование проводилось анонимно.

   Отвечая на вопросы анкеты 36% опрошенных называли цель чтения - самообразование, 22%  - подготовка к урокам, 20%  - развлечение , 8%  - удовольствия, 6%  - читают, чтобы узнать, что то новое, 4% - просто  интересно, то есть 65% опрошенных читают осознано и  цель их чтения познавательная.

   По поводу посещения библиотеки – 46% опрошенных посещают библиотеку 2 раза в неделю или чаще, 20% - один раз в неделю, 12% -2 раза в месяц, 10% - по мере необходимости, 8%- один раз в месяц, 4%-два раза в год.  Т.е. всего 4% посещают библиотеку для того чтобы получить и сдать учебники, а остальные 96%-в процессе обучения целенаправленно посещают библиотеку для самообразования.

   Не малую роль для создания престижа  библиотеки играет  сам библиотекарь. Автор опыта легко находит общий язык  с читателями. Ребята охотно не только участвуют в мероприятиях, но и готовят их вместе с библиотекарем, увлеченно разучивают сценки, рисуют, мастерят костюмы и  декорации. Иногда сами составляют разработки сценария или викторины, с увлечением подбирают вопросы для  КВН, и кроссвордов. Автор опыта может заинтересовать ребят и направить их по пути самостоятельного исследования. Это очень важно для решения задач, поставленных в работе библиотеки и школы в целом. Учащиеся часто приходят в библиотеку не только для того чтобы взять книгу, приготовится к урокам, но и просто пообщаться с библиотекарем. Результат анкетирования показал, что 48% читателей привлекает в библиотеку именно вежливое обращение библиотекаря с читателями, 14%     - тишина, 12%  - уют, 12% - то - что можно приготовиться к урокам, 10% -  все, 8%  - книги.

      На вопрос, каким должен быть библиотекарь - 30% ответили - высоко интеллектуальным, 20% -  общительным, 20%  - таким, как наш библиотекарь, 18% -  вежливым, 8% -  внимательным, 4% -  профессиональным.    В заключении хочется привести оценку, которую дали ребята работе библиотеки. 88% опрошенных оценили работу на «отлично», 10%  - выше, чем «отлично», 2%  - «хорошо».   Автор опыта считает, что эти результаты указывают на то, что наша библиотека и ее работа занимает достойное место в образовательном и воспитательном процессах.

                                   9.Список литературы  

  1. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. М.: Школьная пресса, 2005 г.
  2. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. М.: Вако, 2006 г.
  3. Кашанин А.В. Кашанина Г.В. Основы права. М., 1997 г.
  4. Конституция РФ. М., 2007,
  5.  Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных   интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007
  6. Гражданский кодекс РФ. М., 2000 г.
  7. Семейный кодекс РФ. М., 2002 г.
  8. Правовое воспитание в школе. Волгоград. Учитель, 2007 г.
  9. Положение о библиотеке образовательного учреждения Шарчинской муниципальной средней общеобразовательной школы.
  10. Типовое (временное) положение о библиотеке общеобразовательной школы // Библиотекарь – 1991. - № 5. – с. 37-40.

http://festival.1september.ru/articles/514113/

http://asha4.ucoz.ru/news/pamjatka_dlja_podrostka_po_pravovomu_statusu/2010-11-15-138

http://yandex.ru/yandsearch?text=ghfdjdjq+cnfnec+gjlhjcnrf&clid=160097&lr=197              

http://www.web-globus.de/articles/pravovoj_status_rebenka_i_ego_roditele     

 

Фото приложение

«Как хорошо, что есть права!» На одном из мероприятий в начальной школе

 

 

Выступление на окружном этапе краевого конкурсе «Методический марафон 2011»

 

 

 

«Первое место за методическую разработку «Ваши права»

 

Беседа для 10-11 классов  «Знать законы - значит защищать свои права»

 

Выступление на родительском собрании в 5 классе.

 

Выступление на методическом объединении ТЦМБ

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ "Знать законы - значит защищать свои права" (из опыта работы школьной библиотеки)

 

 

 

Статья в газету "Вперёд"

«Знать законы - значит защищать свои права»

       «Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь»

                                                                                 (Декларация прав ребенка, статья 8)                         

Осуществление прав ребенка на практике сегодня тормозится многими причинами, но необходимо отметить, что одно из основных препятствий - это незнание Конвенции и прав, которые в ней описаны. Кроме того, в сознании взрослых: педагогов, медиков, работников правоохранительных органов, да и самих детей и родителей, права ребенка не воспринимаются серьезно и ответственно. К сожалению, на сегодняшний день полной реализации прав ребенка препятствует существующее мнение среди взрослого населения о том, что ребенок не может являться самоценной личностью, обладающей реальными правами. То, что наши дети обладают правами, пока еще не вполне правильно воспринимается ими.

Первый шаг для преодоления такого отношения - знание этих прав.

Введение ребенка в поле современной правовой культуры необходимо  для формирования грамотной в правовом плане личности, во имя будущей способности ребенка свободно участвовать в общественной жизни, это одна из ключевых целей воспитательного процесса.

Именно на  это и  направлена работа библиотеки  Шарчинской средней школы по распространению правовой грамотности. Работа ведется как с учащимися, педагогами, так и с родителями.

Младшие учащиеся школы знакомятся с Конвенцией о правах ребенка через яркие, красочные презентации «Ваши права», «Декларация прав ребенка» и др. Средние классы через игры- путешествия в «страну Правоведения», увлекательные викторины, книжные выставки «Ты и твои права». Старшие классы помимо уроков обществознания, на сайте школы и на информационных стендах  знакомятся уже и с правовой ответственностью  подростков, а закрепить эти знания могут,  например, на интеллектуально-познавательной игре для старшеклассников «Ваши права». (Разработка и методические рекомендации к этому мероприятию на окружном конкурсе «Методический марафон 2011» получила диплом 1 степени)

Просветительская работа ведется и с родителями. Оформлены  информационные стенды в классах, в коридоре оформлен стенд «Права ребенка», где постоянно обновляется законодательная информация. В этом году родительские собрания, где одним из вопросов будет знакомство с  правами ребенка пройдут во всех классах.  Так на собрании в 5 классе ребята сами в стихотворной форме рассказали о  правах детей своим родителям.

«Очень трудно самому, жить на свете одному. Правом с Мамой жить и с Папой, пользуйтесь везде ребята» А в конце собрания родители получили памятки о правах детей и правовом статусе подростков.       

Информирование и просвещение широких слоев населения о правах ребенка повышает уровень осведомленности общества, способствует воспитанию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека. Для этого используем все доступные средства информирования: школьный сайт, информационные стенды, серия бесед на школьном телевидении «Знакомимся с правами детей». Так как опыт работы по этому вопросу еще не велик, школьная библиотека охотно делится имеющимся материалом и разработками мероприятий с коллегами. Опыт работы обобщался на районном семинаре поселковых библиотек, школьных библиотек. На окружном конкурсе «Методический марафон 2011» обменялись наработками по данной теме с методистом МОУ ДОД «ЦДТ» г. Камень-на-Оби

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают.   

 

Статья опубликована  в районной газете «Вперед» от 21 марта 2011 г. №36

 

Собственная разработка и методические рекомендации по проведению "Ваши права"