Вторник, 04.08.2020, 23:40

МБОУ Шарчинская СОШ Тюменцевского района Алтайского края

Меню сайта
Наш опрос
Вы учитесь/учились/работаете в нашей школе?
Всего ответов: 159
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск

     

     

     

     

     

Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта

ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ

Министерство образования и науки Алтайского края информирует.

С целью решения задач в области формирования безопасного, комфортного и инклюзивного образовательного пространства, а также для организации профилактической работы по предотвращению насилия в образовательных организациях КГБУ ДПО "Алтайский институт развития образования им. А.М.Топорова" совместно с институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТо) разработано информационно-методическое пособие для руководителей и педагогических работников образовательных организаций
"Предотвращение насилия в образовательных организациях (читать)
Материалы методического пособия рекомендованы для использования в работе и размещены на сайте; http://www.valeo.akipkro.ru/images/resurs_centr/rabot_obr/posobie_predovr_nasiliya.pdf.
Программа родительского просвещения "Родительская академия" читать разработанная КГБУ ДПО "Алтайский институт развития образования им. А.М.Топорова"
(для школьной администрации, учителей и психологов)
Это руководство создано для учителей, школьных психологов и сотрудников школьной администрации. Оно может стать основанием для пересмотра внутришкольных правил и пресечения возникновения ситуаций школьной травли. В части для учителей упор делается и на профессиональный рост учителя в области работы с трудными подростками, а также в полной мере раскрываются особенности буллинга. Для администрации представлен пример внутренней диагностики сложностей, связанных с противодействием буллингу, а также прописаны 10 шагов по налаживанию внутришкольной борьбы со школьной травлей. Психологам, а также иным педагогическим работникам, которые могут работать с подростками в малых группах или индивидуально, представлены основные трудности, с которыми сталкиваются дети-агрессоры и дети-жертвы. Кроме того, в руководстве прописаны возможные ответы школьников на воздействия специалистов и непосредственно описаны необходимые действия, которые снизят агрессию подростков и помогут создать для них безопасную среду, в которой совместно со взрослыми подростки преодолеют различные сложные ситуации, в том числе и буллинг. Данное руководство может быть полезно любым сотрудникам школы, так как, несмотря на наличие трех глобальных блоков, любой из разделов может пригодиться в работе тем, кто заинтересован в преодолении буллинга в школе.
(Руководство для родителей про буллинг):
Руководство представляет собой не просто краткий перечень действий, которые может предпринять родитель, если его ребенок является агрессором или жертвой в ситуации школьной травли. В данном тексте представлено также описание самого буллинга, его видов и особенностей. Для современных родителей, которым важны открытость и доверие со стороны ребенка, будет полезно почитать главу о том, как говорить с подростком на «трудные темы». Также памятка может использоваться сотрудниками школы для налаживания просветительской деятельности среди родительского сообщества
(Руководство для подростков про буллинг)
Для современного подростка не составляет труда найти что-то интересное ему в Интернете. Однако в сложных ситуациях, когда даже Интернет-среда может стать враждебной, подростку может быть полезен опыт обращения к подобному руководству. С одной стороны, здесь представлены справочные материалы, которые помогут понять молодому человеку, что происходит в его жизни, и если он действительно столкнулся с ситуацией травли — то понять, как действовать. С другой стороны, подросток может отрефлексировать свой прошлый опыт, осознать, оказывался ли он в любой из ролей школьной травли и как это могло повлиять на его общение со сверстниками. И, наконец, текст может быть полезен педагогам, психологам и родителям в тех случаях, когда подросток не понимает их, не осознает, что происходит в его жизни и не знает, как дать выход своей энергии.
"ТРАВЛИ НЕТ" (Методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ)

Сборник методических материалов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Методические рекомендации для педагогов-психологов
Подросток в интернете: психологические возможности и риски
НАБОР КЕЙСОВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ СЛУЧАЕВ НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Памятка (социально-психологическая дезадаптация)

СБОРНИК методических разработок по формированию жизнестойкости обучающихся

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ НАСИЛИЯ
В МБОУ Шарчинская СОШ 
в 2019-2020 учебном году

Профилактика насилия
над несовершеннолетними
в семье и на улице

Насилие над детьми… Это словосочетание вызывает огромное количество отрицательных эмоций, главная из которых – вполне оправданное негодование. При этом в нашем воображении предстаёт образ некоей маргинальной семьи, в которой ребёнка бьют, унижают, не проявляют о нём элементарной заботы. И это, конечно, верно. Как и утверждение, что все слоны серые. Но, также верно и то, что не всё, что серое – это слон. И в благополучных с виду, достаточно материально обеспеченных, семьях явления насилия над детьми – не редкость. По статистике – около 80% семей в нашей стране являются неблагополучными именно по этому признаку. И всё это потому, что насилие бывает весьма разнообразным и не всегда столь явным, как мы привыкли о нём думать.

Наше законодательство определяет жестокое обращение с детьми, как действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Принято подразделять жестокое обращение на: физическое, сексуальное и психическое насилие, а также на отсутствие заботы, т.е. пренебрежение основными потребностями ребенка.

Немного подробнее о каждом из вышеперечисленных видов жестокого обращения с несовершеннолетними.

Физическое насилие – это действия со стороны родителей или других лиц (сверстников, старшеклассников, взрослых), в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

По каким признакам мы можем определить то, что ребёнок стал (или, что ещё хуже, систематически становится) жертвой физического насилия? Изменения в поведении: тики, сосание пальцев, раскачивание и иные неврозы навязчивых движений, задержка развития и малоподвижность, агрессия и тревожность. Ребенок может необычайно стесняться и не проявлять любопытства, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками. У жертвы физического насилия могут появиться страх физического контакта и боязнь идти домой, в школу.

Но существуют и признаки, которые трудно не заметить невооружённым взглядом. Если у ребёнка появились раны и синяки, на это уже стоит обратить внимание и узнать причину их возникновения. Случается, что следы насилия на теле ребёнка остаются в виде ожогов и даже укусов. Что касается ожогов, следует помнить, что топография их может быть различна, но чаще всего они расположены на стопах, кистях рук, груди или голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами.

Одним из последствий жестокого обращения может стать и «Синдром тряски ребенка». Он возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние или ушиб мозга. Признаками наличия синдрома могут стать: кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются синяки на плечах и груди.

Если перечисленные повреждения носят систематический характер, появляются одновременно на разных частях тела или имеют особую форму (например, пряжки ремня, ладони, кулака и т.д.) нужно немедленно принимать соответствующие меры. Родителям и классным руководителям немедленно доложить о подобных фактах администрации школы, обратиться к врачу, полиции.

Психическое насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребенка враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.

Оно может выражаться в обвинениях в адрес ребенка, в брани и криках. В принижении его успехов, унижении его достоинства. В отвержении ребенка и длительном лишении его любви, нежности и заботы со стороны родителей. А это, согласитесь, характерно, как для асоциальных, так и для слишком занятых работой и карьерой родителей. И даже совершение в присутствии несовершеннолетнего насилия по отношению к супругу и другим детям или причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка также является психическим насилием.

Психическим насилием могут подвергаться дети и со стороны одноклассников – травля, намеренное унижение личности ребенка, в конечном счете, приводит к психологическому взрыву, уходу из дома, школы.

Подобные воздействия могут привести к задержке в физическом и речевом развитии, импульсивности, взрывчатости, злости. Ребёнок может стать излишне уступчивым и податливым. Может страдать ночными кошмарами, нарушениями сна, страхами темноты, боязнью людей и их гнева. Также последствиями эмоциональной агрессии могут стать депрессии, печаль, заторможенность, ощущения беспомощности и безнадежности, что может привести к попыткам совершения самоубийства, на фоне потери смысла и цели в жизни.

Отсутствие заботы о детях, т.е. невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании и присмотре. Ребенок при этом фактически оказывается брошенным, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды и условий для жилья.

Подобное поведение родителей оказывает на ребёнка следующее влияние: он не растет, не набирает необходимого веса или теряет вес, устает, апатичен, имеет отклонения в поведении. Кроме того, ребёнок не имеет положенных в его возрасте прививок, нуждается в услугах зубного врача, отсутствие нормальных санитарно-гигиенических условий дома приводит к плохой гигиене кожи вплоть до таких запущенных состояний, как педикулез или дистрофия. Здесь, конечно, огромную помощь оказывает медицинский персонал школы.

На подобное поведение частично может влиять безразличие к жизни ребенка со стороны одноклассников и классного руководителя. Как правило, таких детей «прибирает к рукам» улица со всеми отвратительными проявлениями – вовлечение в преступную деятельность, употребление алкоголя и наркотиков.

Также своеобразным индикатором подобной формы насилия является то, что ребёнок не ходит в школу, прогуливает уроки или, наоборот, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно.

Сексуальное насилие. Это одно из самых страшных видов насилия над несовершеннолетними. Им считается любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Признаками такого воздействия на ребёнка могут быть то, что он обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия. Может сексуально приставать к детям, подросткам и даже взрослым. Ребёнок может жаловаться на зуд, воспаление или боль в области гениталий, а также на другие виды физического нездоровья. И, конечно, самыми явными признаками совершения сексуального насилия являются наличие беременности или болезней, передающихся половым путём.

Что же делать, если были замечены признаки того, что ребёнок стал жертвой насилия?

Если насилие происходит в семье, классный руководитель и другие неравнодушные к жизни ребенка люди должны доложить о подобных фактах администрации школы, которая, в свою очередь, будет решать вопрос о направлении информации в правоохранительные органы — для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение с детьми и в органы опеки и попечительства - для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится. Если насилие происходит в кругу сверстников, педагоги и родители должны доложить о подобных фактах администрации школы, которая, в свою очередь, будет решать вопрос о встрече с родителями обидчиков для выяснения обстоятельства и привлечении их к ответственности за воспитание детей, а так же, при необходимости, направлении информации в правоохранительные органы.

Дальнейшее решение этих вопросов будет находиться уже не в компетенции школы. Но такие меры, как посильная помощь ребёнку и профилактические беседы с его родителями, вполне посильны в рамках коллектива образовательного учреждения.

И для этого необходимо знать каковы меры ответственности, предусмотренные нашим законодательством в отношении совершивших насилие над несовершеннолетними. Ответственность эта подразделяется на: административную, уголовную и гражданско-правовую.

Об административной ответственности нам говорит ст. 5.35 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».
«Неисполнение или ненадлежащие исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних» влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовный кодекс РФ содержит ряд статьей, предусматривающих ответственность лиц за различные виды физического и сексуального насилия над детьми, а также за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Это ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 (побои), ст. 117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст. 132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135. (развратные действия); ст. 125 (оставление в опасности); ст. 124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

В соответствии с гражданско-правовой ответственностью (семейным законодательством) жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для: лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ), ограничения родительских прав (ст. 73 СК РФ) или отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью (ст. 77 СК РФ).